на главную карта сайта обратная связь
 
Лугансктепловоз
неофициальный сайт
Новости завода

Взрослые, играйте в куклы!

Игрушки для большинства детей - существа одушевленные, доверия достойные, с которыми можно говорить, разыгрывать сценки из взрослой жизни. Потому очень естественно именно через куклу попытаться объяснить детворе основные жизненные правила. Не так просто, да и не столь необходимо напитать детский мозг раньше времени полезной информацией, сколь важно достучаться до ребячьих чувств, разбудить их, растормошить.

Можно, конечно, спорить по поводу того, на зрителей какого возраста рассчитан кукольный театр. Можно вспоминать и древнегреческие маски, и бродячих артистов из более поздних веков, что с помощью кукол разыгрывали перед публикой вовсе не детские, а очень даже серьезные гражданственного содержания представления, полные сатиры, гротеска и иносказаний. На Руси скоморохов преследовали жестоко за ту самую правду, что говорилась ими и не нравилась власть имущим. Газет тогда не было, телевидения еще не придумали, а свобода слова - уже была! Потому что были те, кто хотел молвить это самое свободное слово.

Отрицать то, что чаще всего первый театр, в который попадает ребенок, - это именно кукольный, нельзя. И по-настоящему везет тем детям, которые приходят в хороший театр. Луганскому - более 60 лет. Но не всякому взрослому теперь жителю областного центра в свое время довелось попасть на его спектакли. У театра не было своего помещения, а потому очень много времени актеры работали “на выезд”. Нынешней малышне повезло больше - вот уже шесть с лишним лет у труппы есть свой дом. Да еще какой! Говорят, один из лучших по архитектурному исполнению во всей Украине. С уютным залом, рассчитанным на триста мест, и кучей других преимуществ. Но только стал ли с обретением постоянного места жительства театр настоящим и достойным конкурентом для “Смерти за стеклом” и “Истории казни”, которые предлагают заезжие гастролеры?

Можно, конечно, отговариваться тем, что те, которые героям отечественных сказок предпочитают американских, в театр не придут, как бы их не заманивали. И все-таки стараться стоит. Ведь все эти иноземные выдумки для души славянской чужие, а, значит, непригодные. Кто-то из посетителей луганского театра кукол в книге отзывов поблагодарил труппу за то, что поставили здесь именно российскую инсценировку датской “Русалочки”. Правильно, значит, сделали! Хотя найдется и тот, кто может упрекнуть главного режиссера в невнимании к украинской драматургии: российское-то с некоторых пор у нас тоже пытаются выдать за инородное.

- Мы сделали одну попытку - три года назад поставили “Лисицю, що впала з неба”, но народ на нее не пошел, - вспоминает заслуженный артист Украины и главреж театра Евгений Ткаченко. - Больше того, даже когда привозили мы ее в украиноговорящие районы, нас просили: этот спектакль не надо показывать, лучше что-нибудь русское. К тому же в современной украинской драматургии произведений для детей мало. Для них сейчас не пишут. И те “драмоделы”, что своими творениями некогда заваливали нас, надеясь на авторские отчисления, решили, что прибыльнее сейчас писать романы.

Несмотря на такое пренебрежительное слово, которым обозвал собеседник авторов, подчеркнул он: среди вороха литературного мусора прежде бывали и “блестки”- то, с чем можно было работать. Сейчас нет и их.

Согласитесь, что просто пересказать уютным нежным голосом старую сказку замечательно сможет любая мама или бабушка. В распоряжении же театра возможностей и выразительных средств гораздо больше. Хотя, это как посмотреть. В том же кукольном, например, уже долго “стоит” интересный спектакль, показать который не могут, потому что нет нужных актерам, работающим в огромных красивых масках, радиомикрофонов.

Многочисленные благотворительные фонды, объявившие одной из главных целей своего существования заботу о детях, обратите внимание и покажите, как вы их на самом деле любите! И еще объясните: почему в нашем городе гастроли эстрадных звезд - явление довольно частое, взрослые театральные коллективы тоже время от времени наведываются. Пусть и не основным своим составом. А вот мероприятий, рассчитанных на детскую аудиторию? И не вспомнить… Если, конечно, не принимать всерьез “кукол Диснея”.

Все по той же причине - нет денег. Не появился в нашем театре и рождественский спектакль. А жаль, ведь для него как раз и пьеса уже была найдена. Хорошая, между прочим…

В поисках большего заработка из театра уходят молодые актеры. В те же, кстати, “Американские куклы”. И упрекать их в неверности грех! Но жаль - искренне… Таланту там, куда уходят, если есть он, конечно, особенно развернуться негде. Правда, зарплата поболее тех 120 примерно гривен, что положены актеру первой категории. Да и физические нагрузки поменьше. Ведь редко кто задумывается, скольких сил стоит артисту-”кукольнику” каждый спектакль.

А между тем, остеохандроз заработать на сцене очень даже просто, это одно из профессиональных актерских заболеваний. Те самые 45-60 минут, что продолжается спектакль, человеку надо или продержать куклу на вытянутой руке над ширмой, проделывая при этом уйму разнообразных манипуляций, или, согнувшись над “выразительным средством”, двигаться по сцене.

- В спектакле “Наследство Бахрама” у Евгения Винокурова кукла - лицо очень ярко выраженной кавказской национальности. У нее нос один, пожалуй, на целый килограмм потянет, - смеются коллеги. - Вся же она целиком точно весит около пяти килограммов. Не каждый выдержит!

А кроме того, ведь и самому актеру надо оставаться “в образе”. Для детей играют, они же фальшь очень остро чувствуют. И только поэтому называть театр кукол младшим братом драмы несправедливо и неправильно. Еще - потому, что в распоряжении артистов нет нескольких актов, как во “взрослых спектаклях”, на то, чтобы раскрыться и разыграться. Детям высидеть долго без движения трудно, особенно, если им скучно. А потому стараться “кукольникам” надо с первой минуты, играть ярко и изо всех сил, перевоплощаться мгновенно. Чтобы маленького зрителя увлечь, чтобы заряд энергии добра и красоты он успел в театре получить, даже если не сможет досидеть до конца представления.

- Кукла - это не только средство, - уверен Евгений Ткаченко. - Она продолжение актера, и получиться у него что-то может только тогда, когда происходит своего рода сращение с нею. Когда кукла становится выразителем образа, родившегося у него в голове.

Тогда и ребенок поверит, что лишенная мимики и ограниченная в движениях кукла - живая. А все, что на сцене происходит, не обман.

А - настоящая Сказка!

Предыдущие статьи сайта
События Луганска
Неофициальный сайт ХК "ЛуганскТепловоз":
тепловозы, электровозы, электропоезда, пассажирские и грузовые вагоны, паровозы
Карта сайта
Письма админу сайта пишите на andsale@hotmail.com